Систематическое утомление и переутомление детей желательно устранять

Систематическое утомление и переутомление детей желательно устранять

Информационные перегрузки и утомление у детей дошкольников

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 7-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши. У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире. Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах — она у меня перед глазами.

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

Сегодня, например, воскресенье, выпал мягкий мокрый снег, и самое время пойти лепить снежную бабу. Забыв про Интернет и телевизор, мы с дочерью вначале взяли лопаты и расчистили дорожки, а потом на поляне слепили замечательную снежную красавицу, волосы которой были из веток и мха. Настроение после этого было прекрасное. Раскрасневшиеся и довольные, мы пришли домой, и дочь с энтузиазмом начала писать маленькую книжку «про скульптуру», сопровождая ее оригинальными рисунками. Эта маленькая, с увлечением сделанная книжка хранится у меня теперь в письменном столе.

Формировать у детей интерес к чему-либо при отсутствии оного у себя самого — бессмысленная затея. «Давай танцевать под музыку!» — говорю ребенку в очередные выходные. «Ура! Давай!» — отвечает радостно ребенок. Сколько возможностей, когда ребенку 6—8 лет!

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Сыну моих знакомых было чуть больше 4 лет, когда детство у него закончилось. Всю неделю он был обязан посещать кружки: акробатический, по рисованию, по развитию речи, танцевальный и т. д. Конечно, после первой же насыщенной полезными занятиями недели с ним приключилась настоящая истерика, он отказался куда-либо идти и что-либо делать. Он громко

кричал, разбрасывал вещи и совершенно не слышал взрослых. Мама тщетно старалась объяснить ему, что «за все заплачено», и потому он должен ходить. Для ребенка такая нагрузка непосильна! Резервы психики дошкольника еще очень малы, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Оказание доврачебной помощи при стенокардии

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Роспотребнадзор (стенд)

Профилактика переутомления у детей — RSS

  • Преобразовать Профилактика переутомления у детей в DOC
  • Преобразовать Профилактика переутомления у детей в PDF

Профилактика переутомления у детей

Дети и подростки развиваются в процессе организованной, разнообразной по форме и продолжительности деятельности, самой трудной из которых является умственная деятельность, связанная с обучением в образовательном учреждении. Дозируемая с учетом сил и возможностей детского организма, умственная деятельность стимулирует развитие нервной системы, речи, анализаторов, усиливает энергетические процессы в организме, способствует нормальному росту и развитию. Однако активность ребенка не беспредельна: при интенсивной или длительной умственной деятельности у детей развивается утомление. Помимо этого дети утомляются при длительной неподвижности или ограничении двигательной активности.

О начале утомления ребенка свидетельствуют следующие внешние признаки: двигательное беспокойство, частые смены позы иотвлечения, рассеянность внимания, кривляние, крик, плач и т.п.

Утомление не представляет опасности для организма детей, так как вызванные им изменения функционального состояния организма исчезают после сна и достаточного отдыха детей. Однако, если нагрузка чрезмерная, а отдых недостаточный, восстановление нормальных функций не наступает и у ребенка может развиться переутомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Переутомление проявляется в изменении поведения, снижении успеваемости, расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, вегетативных расстройствах, снижении сопротивляемости организма ребенка. Переутомление может стать виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.

Профилактика переутомления у детей включает в себя ряд мероприятий, основанных на гигиеническом нормировании деятельности: обеспечение оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей, деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Что необходимо знать родителям и педагогам для сохранения здоровья ребенка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в процессе обучения:

Ø Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.

Ø Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.

Ø Установите для ребенка режим дня и требуйте его неукоснительного соблюдения. Не разрешайте школьникам ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь глядя».

Ø Осуществляйте контроль за времяпрепровождением ребёнка за компьютером, регулируйте время просмотра телепередач.

Ø Обеспечьте ребенку двигательную активность, вместе занимайтесь спортом, ходите в походы или хотя бы просто гуляйте. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями.

Ø Не забывайте о правильном питании. Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Ø Укрепляйте иммунитет. Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.

Ø Будьте для ребенка примером! Откажитесь сами от вредных привычек и не допускайте их у детей. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет.

Отдел надзора по гигиене детей и подростков

Антонина Коструб
Предупреждение утомления у детей раннего возраста.

При правильном воспитании у детей раннего возраста преобладает бодрое, активное состояние. В этом состоянии они легко поддаются воздействиям взрослых.Они очень эмоциональны: часто улыбаются, смеются, очень подвижны, деятельны, ласковы. Такое поведение свидетельствует об оптимальном состоянии возбудимости нервной системы. Однако анализ поведения детей первых 3 лет обнаруживает крайнюю неустойчивость состояния возбудимости их нервной системы. Иногда от незначительной причины (например, небольшого изменения питания)ребенок приходит в состояние повышенного возбуждения: он начинает громко кричать, упрямо требует того, что дать ему нельзя. Его бодрое состояние так же легко может смениться вялым. Повышение и понижение возбудимости наблюдаются у детей раннего возраста сравнительно часто. Анализ каждого изменения возбудимости показывает, что подобные нарушения возникают главным образом в результате ошибок воспитания.

Читайте также:  Аспартам что это за вещество

Все нарушения возбудимости у здоровых детей являются временными. Правильным воспитательным приемом легко нормализовать поведение детей. Частое повышение или понижение возбудимости нервной системы вредно для здоровья и развития детей. При воспитании надо знать причины нарушения возбудимости нервной системы детей и уметь правильными приемами как можно скорее выводить ребенка из этих состояний.

Прежде всего, уравновешенное поведение детей может изменяться вследствие болезни. Даже незначительное заболевание влечет за собой те или иные изменения в состоянии нервной системы. Предохранение детей от заболеваний является в то же время и мерой предупреждения нарушений возбудимости их нервной системы.

Часто причиной временных изменений бодрого уравновешенного состояния у маленьких детей являются недостаточно полное удовлетворение их органических потребностей и неприятные физические раздражения. Небольшое опоздание с кормлением или укладыванием, ощущение холода, неудобная одежда-все это может вызвать раздражительность, и даже плач ребенка. Поэтому при воспитании детей первых 3 лет жизнь необходим тщательный уход с выполнением всех гигиенических правил.

Существенной причиной возбужденного или вялого состояния может быть отсутствие условий для активной деятельности, что не только задерживает нервно-психическое развитие, но и вызывает резко отрицательные реакции ребенка. Для поддержания бодрого уравновешенного поведения ребенка необходимо правильно организовать различные формы его деятельности.

Причиной нарушений возбудимости может быть и неправильный подход взрослых: отсутствие единства в подходах, резкие окрики, неровное неровное обращение. Ребенок приходит в возбужденное состояние, если его обманывают. Для поддержания уравновешенного поведения детей необходимо частое, активное эмоциональное общение, участие в их деятельности взрослых.

Причиной нарушений бодрого и активного поведения ребенка может быть также утомление. Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате предшествующей активности. Если при утомлении не обеспечить своевременного отдыха и не прекратить бодрствования или продолжать занятие после того, как появились первые признаки утомления, то оно может перейти в патологическое состояние переутомления, которое очень опасно для неокрепшей формирующейся нервной системы маленького ребенка. Поэтому необходимо внимательно следить за его состоянием и при первых признаках утомления обеспечивать отдых. Каковы же внешние признаки утомления? При утомлении ребенка нарушается координация движений. Действия уставшего ребенка становятся более примитивными. Иногда в поведении ребенка можно заметить возврат к давно угасшей привычке. Признаками утомления на занятиях могут быть также частые и длительные отвлечения детей, шалости, неадекватные реакции, появление каких-либо автоматических движений.

При наступлении переутомления происходят более глубокие изменения. Прежде всего, признаками переутомления являются изменения аппетита, сна, повышение раздражительности, необоснованный на первый взгляд плач. Возникающие в конце бодрствования более частые конфликты между детьми в группе также свидетельствуют о переутомлении. Что же может привести к утомлению и как предохранить нервную систему от утомления? Утомление может быть вызвано: систематическим удлинением бодрствования выше предела работоспособности; хроническим недосыпанием или неполноценным, неглубоким сном; неправильной организацией деятельности; предъявлением ребенку требований, непосильных для его нервной системы. Основным условием, предохраняющим нервную систему ребенка от переутомления, является правильный ритм работы и отдыха, т. е. правильный режим, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям.

Наряду с установлением правильной длительности бодрствования очень большое значение имеет также достаточный по времени, полноценный, глубокий сон. Укорочение возрастной нормы сна, особенно повторяющееся систематически, ведет к очень вредному для нервной системы хроническому недосыпанию. В течение укороченного дневного или ночного сна не обеспечивается полное восстановление работоспособности. Переутомление наступает, когда ребенок спит в неблагоприятных условиях, например с соской, которая ночью неоднократно выпадает и вызывает пробуждение, или при ярком свете, громких звуках радио, в комнате, где в это время играю другие дети группы. Хроническое недосыпание детей, посещающих детское учреждение, может иметь место также в том случае, если не учитывается фактическая длительность ночного сна детей дома. Как хроническое недосыпание, так и систематическое удлинение бодрствования неизбежно ведет к переутомлению и тем самым к частым и резким нарушениям возбудимости и изменениям их уравновешенного поведения.

Читайте также:  Мц царская клиника профсоюзная

Причиной утомления является также неправильная организация деятельности. Большое значение имеют физические факторы окружающей среды — освещение, чистота воздуха, температура. Плохое освещение, плохо проветриваемое помещение, чрезвычайно высокая температура в детских комнатах ведут к быстрому у томлению детей. Надо помнить, что резкие хаотические звуки очень быстро приводят к утомлению. Не следует также допускать чрезвычайной яркости и пестроты в окружающей обстановки. Активное бодрое состояние на протяжении всего отрезка бодрствования может быть лишь при условии смены разных видов деятельности детей, т. е. смены работы разных сенсорных очагов коры головного мозга. Даже на протяжении одного занятия следует по возможности привлекать к участию деятельность разных анализаторов, т. е. строить занятие так, чтобы ребенок мог и посмотреть, и послушать, и произвести какое-либо действие. И чем меньше ребенок, тем большее значение имеет это правило. Для предохранения от переутомления нужна правильная смена деятельности, которую должны обеспечить взрослые. Переключение на другую деятельность является отдыхом для ребенка. Подвижная игра должна сменяться спокойной игрой за столом. Самостоятельная деятельность ребенка должна смениться занятием, организованным воспитательницей, игра в комнате — игрой на площадке. Надо следить, чтобы длительность занятия не превышало выносливости нервной системы детей, и при первых признаках утомления прекращать занятия. К более быстрому утомлению и возбуждению приводят шумные игры родителей с детьми или рассказывание подряд нескольких сказок вечером дома. Недопустимо также изобилие часто сменяющихся и сильных впечатлений. Родители часто злоупотребляют желанием порадовать ребенка различными подарками. Частая смена новых игрушек, книжек вредна детям. Утомление может возникнуть в результате частых запрещений или вынужденных длительных бездеятельных состояний.

В раннем детстве все функции организма, в том числе функции центральной нервной системы, только начинают развиваться. Вследствие этого нервная система и психика легко ранимы. Поэтому поддержание состояния оптимальной возбудимости, бодрого уравновешенного поведения детей, предупреждение их утомления являются очень серьезной задачей родителей и всех работников детского учреждения.

Макет ПДД для детей раннего возраста Хочется обратить внимание на то, что ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях погибает много людей, дошкольники составляют четвертую.

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ Тема проекта: Адаптация детей раннего возраста в ДОУ С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый.

Игра-занятие для детей «Грибочки для ёжика» для детей раннего возраста Игра-занятие для детей «Грибочки для ёжика» Материал. Игрушка-ёжик, листочки-полянки красного, синего цвета и жёлтого цвета на каждого.

Консультация для родителей групп раннего возраста «Общение детей младшего дошкольного возраста со сверстниками» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Консультация для родителей групп раннего возраста Общение детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Предупреждение заикания у детей» Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как это нарушение всегда обращает на себя внимание. Кроме этого, в настоящее время.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» для детей первой младшей группы Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие.

Развитие детей раннего возраста ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Воспитатель ГБДОУ №38 С. М. Мирзоева «Руки учат голову, а поумневшая.

Родительское собрание «Предупреждение речевой патологии у детей раннего возраста» Предупреждение речевой патологии у детей раннего возраста. Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным.

Родительское собрание в первой младшей группе «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей» Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения.

Ссылка на основную публикацию
Систелы сердечные что это лечение
Хроническая сердечная недостаточность Среди болезней сердечно-сосудистой системы значительное место занимает сердечная недостаточность. По данным Всемирной организации здравоохранения, десятки миллионов людей...
Синяя палочка инфекция симптомы
Синегнойная палочка – это грамотрицательная бактерия, принадлежащая к роду псевдомонад. Микроорганизм обитает в почве и в открытых водоемах. Он активно...
Сиозс индуцированный апатический синдром
СИОЗС-индуцированный синдром апатии (СИОЗС-индуцированное безразличие, СИОЗС-индуцированная индифферентность, англ. SSRI-induced apathy syndrome, SSRI-induced apathy, SSRI-induced indifference, SSRI-associated apathy syndrome) — осложнение,...
Система вен сердца
Для того чтобы говорить о заболеваниях сердечно-сосудистой системы необходимо представлять её строение. Кровеносная система делится на артериальную и венозную. По...
Adblock detector