Этапы взросления подростка

Этапы взросления подростка

На пути взросления ребенок меняется, меняются его вкусы и желания, взгляды и жизненные цели. О каких важных этапах детства стоит знать родителям, чтобы детство ребенка было действительно «золотой порой», а путь к взрослой жизни – уверенным и прямым?

Первый этап детства: младенец (от рождения до года)

Несмотря на то, что новорожденный ребенок еще не обладает жизненным опытом и не может сам о себе позаботиться, первые недели и месяцы жизни малыша очень важны для его дальнейшего развития и становления личности.

Именно в первые месяцы после рождения ребенок получает впечатление об окружающем мире. Какой мир увидит малыш – надежный или не очень, радостный или тревожный – во многом зависит от его окружения, в большей степени – от мамы.

Мама является самым главным человеком в жизни ребенка, в возрасте до года — особенно. По сути, мама и есть средоточие всего мира малыша. Она несет комфорт и заботу, дарит нежность и покой. Прикосновения маминых рук успокаивают ребенка, помогают ему развиваться и познавать мир. Дети, которые воспитываются в домах малютки, часто страдают от такого явления, как госпитализм. Этим термином называют задержку в физическом и интеллектуальном развитии у детей, за которыми осуществляется весь необходимый уход, но при этом их редко берут на руки, целуют и обнимают.

Что же необходимо малышу на первом этапе детства? Само собой, удовлетворение первичных потребностей – ребенок должен быть вовремя накормлен, вымыт, уложен спать. Но столь же важны и другие проявления материнской заботы и внимания – объятия, поцелуи, поглаживания, улыбки, зрительный контакт.

Второй этап детства: малыш (от года до трех лет)

К возрасту одного года ребенок перестает быть младенцем, ничего не знающим о мире и интересующимся в первую очередь удовлетворением своих физиологических потребностей. Теперь это – очень любознательный и активный человечек, с каждым днем приобретающий все новые и новые навыки и знания.

Именно в этом возрасте малыши активно осваивают три важных навыка: логическое мышление, ходьба, речь. Он уже осознает причинно-следственные связи, чем вполне обоснованно пользуются родители, начиная воспитание ребенка. Теперь он понимает, что такое «нельзя», знает, что если ложку столкнуть со стола – она со звоном упадет на пол.

Малыша в возрасте до трех лет окружают тысячи запретов и правил. Родителям приходится устанавливать эти правила и следить за их исполнением – ведь от этого часто зависит здоровье и безопасность ребенка. Важно не переусердствовать с запретами – маленький исследователь должен иметь возможность самостоятельно «набить шишки» и проверить на практике все то, что для родителей очевидно и часто бессмысленно.

Главное правило воспитания малыша от года до трех лет – это чувство меры, баланс между двумя крайностями: вседозволенностью и полным контролем. Ребенок узнает, что есть вещи, которые не получишь, сколько ни кричи. В то же время, он должен быть уверен, что родителям важно его мнение, что он получит ответы на свои вопросы, что на каждое «нельзя» он также узнает: а почему нельзя?

Как оградить ребенка от опасностей, не допустить избалованности, но при этом не убить в малыше стремление к самостоятельности, инициативу, творческие идеи? Важно прислушиваться к ребенку и учиться понимать его. Не ругать за проступки, а пытаться понять их причины. И, перед тем, как произнести слова «Нельзя!», «Не трогай!», «Не делай так!», обязательно задавать себе вопрос: «А почему нельзя? Может, все-таки можно?»

Третий этап детства: дошкольник (от трех до семи лет)

На третьем этапе детства ребенок уже умеет логически мыслить и ясно свои мысли выражать. Он овладевает многими новыми навыками, одним из которых является навык социального общения. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает с интересом общаться со сверстниками, обучается навыкам совместной игры. Поэтому, если ребенок не посещает детский сад, ему нужно общаться с детьми его возраста на детских площадках, групповых занятиях для детей, и т.д.

Именно в этом возрасте ребенок становится чрезвычайно зависимым от мнения других людей. И так как родители являются самыми близкими и значимыми для дошкольника людьми, их мнение часто становится решающим. Похвала родителей вдохновляет ребенка, придает ему сил для новых свершений, а неосторожная критика может глубоко ранить.

Дошкольнику очень важно осознание родительской любви и уверенность, что мама и папа будут на его стороне, что бы ни произошло. Ребенок в дошкольный период детства еще не обладает критическим мышлением, ему необходимы постоянные доказательства родительской любви. Одно грубое слово может уверить дошкольника в том, что он плохой, недостоин любви и не нужен родителям. Вместе с тем, он и сам будет пытаться доказать свою любовь, показать, какой он хороший, умный, послушный.

Самое главное, что нужно понять родителям дошкольника: это уже не малыш, это – самостоятельная личность, которая имеет право на собственное мнение, но при этом так нуждается в проявлении любви и заботы!

Четвертый этап детства: младший школьник (семь-двенадцать лет)

В младшем школьном возрасте ребенок входит в абсолютно новый этап своей жизни. Школа, с ее уроками и домашними заданиями, друзьями и соперниками, учителями – любимыми и не очень, является важной и обязательной ступенью к взрослению каждого человека.

На данном этапе детства ребенок переживает сильный стресс: меняется его окружение, жизненные цели, режим дня. Адаптация первоклассников к началу школьного обучения является очень важной задачей – от этого зависит и развитие личности ребенка, и его успехи в обучении, и характер общения с одноклассниками.

Если же адаптация к школе прошла успешно, младший школьный период часто становится одним из самых благополучных, спокойных и безмятежных этапов детства. У ребенка появляются школьные друзья, личные интересы, он осознает свои способности и гордится собственными успехами. При этом связь с родителями еще достаточно крепка, младшие школьники обычно доверяют маме или папе свои секреты, делятся трудностями и рассчитывают на поддержку.

Читайте также:  Мексидол аллергические реакции

В то же время, период младшего школьного возраста – отличный способ для родителей укрепить эмоциональную связь с ребенком. Ведь это уже почти сформировавшийся, уникальный, интересный человечек, при этом безгранично доверяющий маме и папе! Дети младшего школьного возраста с восторгом относятся к совместному времяпрепровождению с родителями: походам, выездам на природу, спортивным и настольным играм, и т.д.

Пятый, заключительный этап детства: подросток (двенадцать-шестнадцать лет)

Подростковый этап детства, как правило, является одним из самых сложных и для самого ребенка, и для его родителей. «Кризис подросткового возраста», «трудный подросток» — не зря существуют целые области психологии, специализирующиеся на этих проблемах.

За очень короткий срок мальчики превращаются в юношей, девочки – в девушек. Изменяется тело ребенка, его психика, мышление, отношение к нему окружающих.

Наиболее заметными и критичными являются физиологические изменения, происходящие в организме ребенка и часто пугающие его. Нарушается гормональный баланс, происходит так называемый «гормональный взрыв» переходного возраста. С этим и связаны подростковая угловатость и неуклюжесть, резкий набор или потеря веса, проблемы с кожей и волосами, повышенная утомляемость, сонливость, раздражительность.

Проблемы подростков связаны не только с физическими изменениями. Переходный возраст – это критический период, когда от подростка зачастую требуют взрослой рассудительности, но еще не доверяют ему принятие важных решений. Кроме того, подросток уже начинает испытывать необходимость в отношениях с противоположным полом, но у него еще нет подобного опыта, он ощущает острую неуверенность в собственной привлекательности.

Кризис, по определению, это и есть состояние душевного расстройства, выражающееся в неудовлетворенности человека собой, окружающим миром, своей позицией в этом мире, отношениями с другими людьми… Все это обрушивается на еще не сформировавшегося человека, сбивая его с толку. Физиологические изменения, отношения со сверстниками, борьба за собственное мнение с взрослыми, поиск цели в жизни, первая любовь, необходимость принимать непривычно сложные решения…

Взрослым тоже приходится нелегко пережить момент, когда вместо милого и доверчивого малыша в доме появляется угловатый, агрессивный и упрямый подросток. Что можно посоветовать родителям в этой ситуации? Только не забывать о том, что ребенку все еще необходима любовь и поддержка. Подростки часто сознательно отстраняются от родителей, демонстрируя свое равнодушие, но равнодушие это показное. Ребенок просто пытается показать свою самостоятельность и независимость, доказать, что уже вырос, что у него есть свой, личный круг друзей и интересов.

Важно показывать подростку свою любовь и заботу, не нарушая при этом границы его «личной зоны». Да, у него теперь свое мнение, свои секреты, свои интересы, которые могут быть непонятны и непривычны для Вас. Да, его друзья не всегда будут Вам нравиться – но это его друзья. И вместе с тем совершенно необязательно, что ребенок перестанет Вам доверять, как и Вы ему. Старайтесь поддерживать близость с ребенком, интересуйтесь его жизнью, его мыслями, тревогами и радостями – именно интересуйтесь, а не контролируйте.

Этапы детства – это своеобразные «ступени» на пути взросления каждого человека. И для формирования гармоничной личности крайне важно, чтобы эти ступени были устойчивыми и надежными. А единственная надежная вещь в мире ребенка – будь то младенец или подросток — это родительская любовь. Желаем Вам уверенно преодолевать все трудности в воспитании Ваших детей!

Существует несколько этапов психологического взросления личности.

1 Эмбрион

У него нет своей психологической территории. Он полностью включен в материнское тело и состояние, зависим от материнского организма. Поэтому на данном этапе вся ответственность и инициатива лежит на матери.

2 Грудной период, младенчество (до 1 года)

Тело ребенка отделилось от материнского, но все еще сохраняется его абсолютная зависимость от физического и психологического развития матери. Ответственность также полностью лежит на ней.

3 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

У ребенка появляются собственные желания, стремление к познанию и чрезмерная потребность в освоения различных навыков. Он уже может не только активно выражать свои желания, но и требовать их удовлетворения. Ответственность за развитие и жизнь ребенка в этот период все еще лежит на матери.

Важно знать!

Подавленные инициативы и самостоятельность ребенка, чрезмерная опека и контроль в этом возрасте могут привести к неврозам.

4 Детство (от 3 до 6 лет)

У ребенка появляется собственное «Я», понятие «МОЕ», личные вещи. Он демонстрирует стремление к познанию, развитию, изучение своих возможностей, отличается специфическими особенностями оригинального мышления, пока еще не ограниченными социальными нормами. У ребенка развивается стремление, с одной стороны, отстоять свои границы, а с другой – расширить психологическую территорию. Однако все еще велика его зависимость от родителей.

Важно знать!

Если в этот период развития родители не считаются с психологическими границами ребенка или, наоборот, полностью лишают его своей психологической опеки, то в дальнейшем ребенок.

А) Не умеет определять и защищать собственные границы, а также считаться с чужими, постоянно вторгается на чужую территорию и получает болезненный отпор, не умеет постоять за себя и страдает от регулярного насилия над собственной личностью, от навязывания чуждой, нежелательной деятельности и целей, имеет проблемы с самоидентификацией, с трудом представляет себе, кто он есть, определяет свои желания, цели и смысл своей деятельности, стремится создавать созависимые отношения;

Б) Стремится к самоизоляции, испытывает страх неудачи, конкуренции и успеха, за счет чего нарушаются социальные связи, отсутствует способность к построению близких отношений, сотрудничества, возникает чувство одиночества.

5 Старший детский возраст (от 6 до 11 лет)

Психологическая территория ребенка расширяется, ее границы приобретают четкие очертания. У него появляются свои «тайны», растет стремление к приобретению новых знаний, умений, качеств. Проявляются склонности и дарования, желание взаимодействовать со сверстниками, подражание. Растет стремление к самостоятельности, но при этом адекватная забота родителей и опека воспринимается им вполне благосклонно. Ощущение опоры на родителей комфортно, поэтому ребенок допускает их вторжение на собственную психологическую территорию, границы которой расширяет пока осторожно.

Читайте также:  Чем намазать ушиб на ноге

Важно знать!

Негибкость родителей, их агрессивность и жестокость по отношению к ребенку в этот период, особенно если они всегда «выигрывают битву», приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, теряет к ним доверие, отстраняется, и, в конце концов, все, что с ним происходит, действительно становится тайной для родителей.

6 Ранний подростковый возраст (от 11 до 13)

Очень важный период начала самоидентификации личности подростка, его самоопределения. Социальное окружение постепенно вытесняет авторитет родителей. Подросток внутренне отсоединяется от родительских ценностей, пытаясь примерить на себя другие. Если в этот период родители продолжают претендовать на всю психологическую территорию ребенка, а зачастую так и происходит, то начинается нелегкая борьба «за свободу»

Важно знать!

Самая основная трудность для подростка в этот период – противоречие между желанием полной свободы от родителей и практически полной зависимостью от них в материальном плане и в плане возможностей для решения серьезных проблем. Основная слабость – восприятие свободы отдельно от ответственности: свобода – подростку, ответственность – родителям.

7 Подростковый период (о 13 до 16 лет)

Все тенденции предыдущего этапа усиливаются. Характерны размышления подростка над своей дальнейшей жизнью, профессиональное самоопределение. Родители вынуждены постепенно, не без боя, отступать, освобождая психологическую территорию подростка, который борется отчаянно, иногда даже жестоко. Тем не менее, сохраняется и материальная зависимость от родителей и зависимость от модели поведения и системы ценностей семьи, появляется сознательное использование подростком, родительских возможностей.

Важно знать!

Возможно и активное противостояние подростка семейным ценностям, желание отстаивать полярные ценности только потому, что они отличны от родительских. Это тоже проявление зависимости от семьи.

8 Юность (от 17 до 19 лет)

Если к этому периоду не определены разумные границы психологической территории личности повзрослевшего ребенка, то борьба за нее с родителями достигает своего апогея, причем, в конце концов, родители проигрывают битву, даже если продолжают материально поддерживать тинейджера. Между тем именно сейчас ему вместе со свободой передается и большая часть ответственности за собственные решения и поступки. Часто родители сознательно или бессознательно стремятся продлить зависимость от себя ребенка и напрасно сохраняют за собой часть обязанностей по организации быта и решению различных проблем, требуя за это послушания.

Важно знать!

Тинейджер не чувствует особой благодарности к родителям за решение своих проблем, для него это само собой разумеется. Даже, несмотря на то, что большинство решений он принимает самостоятельно, не считаясь с желаниями родителей, ответственность за негативные последствия своей жизнедеятельности он все равно перекладывает на них.

Теперь уже родители вынуждены отстаивать свою психологическую территорию от тинейджера, который по прежнему желает их непременной заботы о себе.

9 Молодость

В здоровых, гармоничных отношениях между родителями и взрослым ребенком устанавливается партнерство и взаимодействие суверенных психологических территорий, свободных в своем развитии, но готовых оказывать друг другу помощь и поддержку, не препятствуя осуществлению потребностей каждого. Между тем сохраняется область взаимодействия, на который устанавливаются общие взаимовыгодные правила, в остальном же происходит свободное и ответственное самоопределение.

Важно знать!

Если на предыдущих этапах развитие личности ребенка подавлялось, то этот уровень развития не наступает.

Каждый период жизни человека уникален. Подростковый возраст – не исключение. В этой статье мы поможем лучше понять ребенка. Это – верный путь к тому, чтобы вернуть гармонию в отношениях родителей и детей.

Этапы взросления подростков и чем они сопровождаются

Большинство специалистов делит этот возраст на 3 этапа. Однако надо знать, что каждый ребенок индивидуален. Нельзя сказать, что, 2 этап закончиться точно в 14 лет. Он может закончиться в 13 или в 16.
1 этап — от 11 до 14 лет. Переход к подростковому периоду. Сильное влияние на ребенка оказывает тренер, учитель- то есть значимые взрослые, но уже не родители. Дети стремятся объединяться по интересам и вступать в группы.
2 этап — ­ от 14 до 16 лет. Старший подростковый период. Активные физиологические изменения, желание самоопределения и поиск себя. Большое влияние оказывает группа и мнение ровесников.
3 этап — от 17 до 20 лет. Юношество. Уже почти повзрослевший человек выбирает свой жизненный путь.

Что происходит с моим подростком в пятнадцать?

Он хлопает дверьми? Грубит или хамит? Не слушается? Часто меняться настроение? Ужас. Нет, это не ошибка вашего воспитания. Ваш ребенок просто стал подростком.
В этот период гормоны влияют на эмоциональное состояние ребенка, и ему не всегда удается контролировать себя. Он не понимает ни себя, ни мир, окружающий его. Для некоторых ребят это невероятно сложно. Давление, особенно дома, только ухудшит ситуацию.
К тому же фонтан неконтролируемых эмоций, комплексы, плохое самочувствие, желание выделиться и одновременное понимание того, что ты хуже, и не такой, как все.
И это не «плохое поведение». Это активные психические и физиологические изменения, с которым не просто справиться! Представляйте, как сложно это для подростка?!

  1. Появляться симпатия к противоположному полу. Большая часть уже имеют партнёров или делает вид, что имеют.
  2. Желание самоутвердиться с выделиться. Быть крутым, доказать, что ты чего-то стоишь. Способы порой не имеют значения, особенно если ребенок попал в «плохую компанию». Но об этом на нашем сайте есть отдельная статья.
  3. Чувство «принадлежности» к чему – то. Субкультуре, компании, спортивной секции – ты должен быть с кем-то. Ну, или против всех.
  4. Желание признания. Стремление, чтобы их воспринимали как взрослых.
  5. Поиски себя и смыла. Подросток пытается понять мир, как может быть по-другому, не так, как в семье. У него начинаться поиски — другой морали, другой жизни, поиск себя. Он должен понять, как устроен мир и как он хочет жить. У него есть смелость делать иначе, переходить границы для того, чтобы не жить так, как родители.
Читайте также:  Значение системы кровообращения кратко

Что нужно знать родителям подростка

Вот несколько советов от психологов для родителей

  • Вам стоит понять
    Цель подросткового возраста и у мальчиков, и у девочек — это отделение от родителей. Как бы вам сложно не было, это надо принять. Тем более, что вы уже это переживали, когда вашему малышу было 3 года.
  • Спокойствие и терпение – это ваше оружие.
    Помните о гормонах. Для подростка сложно руководить своими эмоциями. Кричал не подросток, а гормоны, хлопнули дверью так же они. Вообще, большинство эмоциональных шагов совершают гормоны. Мириться с этим? Нет, объясните ребенку, что с ним происходит. Помогите ему контролировать себя, а лучше, покажите на своём примере. А ещё эффективнее – предложите ему пройти курсы по управлению эмоциями.
  • Расставьте и соблюдайте границы.
    Подросток будет пытаться понять, что он может допустить, а что нет. Будьте спокойны. Но и не старайтесь «сжимать» границы, боясь потерять контроль. Проявляйте уважение, не позволяйте ему и себе говорить общаться неуважительно.
  • Не устраивайте скандалов.
    Подождите минуты 20-30, выйдите на улицу или уйдите в другую комнату, успокойтесь и тогда говорите спокойно, без провокаций. Так будет лучше и для вас, и для ребенка
  • Не пугайтесь перемен.
    Он не должен видеть этот мир так, как вы видите. Разрешите вашему ребенку попробовать быть другим. Пойти в другую компанию или пойти на какую-то секцию. Ничего ужасного не произойдет.
  • Объясните, что эмоции — это нормально.
    Чувствовать так много, плакать или менять настроение. Неважно, мальчик ты или девочка – нет разницы.
  • Поддержите его в желании быть собой.
    Выделиться, слушать популярную музыку или наоборот, не слушать его, одеваться так, как хочешь, не важно по моде это или нет – это тоже нормально и очень даже хорошо. Быть не таким, как все. Быть собой – это чудесно! Покажите, что он прекрасен
  • Общайтесь.
    И не как с ребенком, а как со взрослым. Интересуйтесь тем, что нравится вашему ребенку, если надо, почитайте об этом в интернете. Проводите с ним время. Будьте на одной волне. Покажите ваш интерес, но не навязывайтесь. Ведь в это период, для них общение с друзьями – неотъемлемая часть жизни для большинства тинейджеров.
  • Советуйтесь с ним, чтобы он умел принимать решения.
    Учите думать, рассуждать, выделять плюсы и минусы.
  • Делайте поблажки.
    Поймите, что они все еще дети. Они не умеют контролировать себя. Помогите им и делайте поблажки. Прощайте их.
  • Любовь и поддержка.
    Подростку важно знать то, что вы его любите. Всегда. Но если подросток не любит обниматься, не обнимайте, найдите другой способ выражения любви, если ему что-то не приятно, то не делайте этого. Это может быть время, посвящённое ему, подарки, обнимашки, слова «Я тебя люблю», «Я рада, что ты мой(я) сын или дочь», «Я горжусь твоими поступками».
  • «Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает». Эрма Бомбек
  • Никогда не сравнивайте детей между собой и с другими детьми.
    Старайтесь не защищать кого-то из во время ссоры. Дайте им самим научиться за себя постоять, ошибаться и самостоятельно выяснять отношения
  • Не старайтесь быть идеальными.
    Ведь вы тоже человек, но, если вы были не правы, попросите прощения и признайте. Это укрепит ваши отношения и поможет ребенку в общении с другими людьми
  • Будьте искренними.
    Фальшь приводит к непониманию и раздражению. Они очень хорошо, лучше, чем вам кажется, чувствуют неискренность

Воспитание мальчика и девочки 15 лет – в чём отличия?

Физиология. В 15 уже явны физические отличие между ними. В жом возрасте необходим значимый взрослый своего пола, которому он доверяет для того, чтобы грамотно объяснить суть физических изменений и научить жить с ними. Если у подростка не будет такого взрослого в близком окружении, он найдёт авторитет на стороне, и каким окажется этот человек – не ясно никому. Конечно, сейчас достаточно литературы на эту тему, и интернет – в свободном доступе. Но как ребенок будет трактовать полученную информацию – неизвестно.

Взгляд в будущее. Главное, о чём нужно помнить родителям – это то, что мальчик становится мужчиной, а девочка – женщиной. Важно поддерживать и развивать в них качества, необходимые в будущем. Пример женщин и мужчин, их отношений между собой, которые видит подросток, имеет большое значение.

Помощь психолога и подростковые курсы в центре К.О.Т.

Если у вас есть непонимание подростка, вопросы по воспитанию или сложные ситуации – всегда можно обратиться за помощью к профессиональному психологу. Грамотный специалист обязательно ответит на ваши вопросы и поможет найти выход из

В центре К.О.Т. вы можете записаться на консультацию к подростковому психологу.

В пятнадцать лет подросток активно развивается. Самое время заняться тренировкой жизненных навыков, таких как общение, уверенность в себе, умение понимать и контролировать свои эмоции, быть лидером и понимать своё место в команде, осознанно совершать выбор.

Специально для этого в центре К.О.Т. разработаны курсы, на которых под руководством опытных психологов ребята могут развить необходимые навыки.

  • Курсы по уверенности и умению понимать эмоции
  • Курсы по навыкам общения, лидерства и публичных выступлений

Сам факт, того что вы зашли сюда и дочитали эту статью, это доказывает то, что вы – хороший родитель. Знаем, это невероятно сложно, быть родителям, но мы верим в вас. Вы справитесь.

Ссылка на основную публикацию
Эссенциале форте что лечит
Инструкция русский қазақша Торговое название Эссенциале® форте Н Международное непатентованное название Лекарственная форма Состав Одна капсула содержит активное вещество: эссенциальные...
Эрозивная гастропатия что это такое лечение
Эрозивный гастрит – заболевание, характеризующееся поражением слизистой оболочки желудка с последующим образованием эрозий. В настоящее время выделяются: острый эрозивный гастрит...
Эрозивный бульбит что это такое фото
Бульбит как диагноз встречается нечасто, хотя является распространённой патологией пищеварительного тракта. Он имеет симптомы, очень сходные с гастритом, считается частной...
Эссхол
ДЕШЕВЫЕ ЛЕКАРСТВА ОТ ГЕПАТИТА С Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только компания IMMCO...
Adblock detector