Фрагментированное мышление

Фрагментированное мышление

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Дефрагментация сознания

В современном мире информация окружает нас повсюду. Это и телевизор и компьютер и бесконечная реклама, поджидающая нас буквально везде. Наш мозг уже с очень большим трудом справляется с этим потоком информации, ученые отмечают буквально массовый характер дефицита внимания, нам, как малым детям бывает трудно удержать внимание на том или ином предмете, можно сказать, что уже сформировалось «клиповое сознание» которое особенно характерно для молодого поколения: информационные перегрузки мозга — это реальность наших дней.

Все это приводит к тому, что наше сознание как бы фрагментируется, мы теряем логические связи между объектами информации, а мозг, каждый день обрабатывающий в 160,000 (сто шестьдесят тысяч) раз больше информации, чем мозг человека в XIX веке все чаще и чаще дает сбои, выражающиеся в импульсивногм поведениии, депрессиях, синдроме хронической усталости и так далее.

Наше сознание фрагментировано до крайней степени, все чаще и чаще мы даже уже не читаем, а только проглядываем информацию «на автомате» все чаще и чаще мы принимаем решения на основе только какой-то небольшой части информации, просто потому, что наш перегруженый информацией мозг уже не в состоянии разумно проанализировать информацию и принять правильное решение. Все чаще сбои в памяти, при которых мы не можем вспомнить то, что прочитали неделю назад, ну и так далее и тому подобное. Мы живем в глобализированном мире, где все подчинено получению прибыли, а фрагментированое сознание крайне благоприятно для всевозможных манипуляций: человека, у которого дефицит внимания и полный «развал» мозга от информационной перегрузки гораздо легче в чем-то убедить или что-то продать — будь то стиральная машина или политическая партия.

Другими словами власть имущим крайне выгодно, чтобы наше сознание было как можно более фрагментировано, чтобы мы могли принять нужное им решение, которое вроде как бы будет исходить от нас, но на самом деле будет нам навязано извне. Политтехнологии, специалисты по маркетингу, по психологии принятия решений и так далее, нанятые за хорошие деньги разрабатывают тысячи и тысячи способов как воздействовать на наше сознание. Им совершенно наплевать, что будет с нами и с нашим разумом, их основная цель — получить прибыль здесь и сейчас. А если учесть еще и весь арсенал подсознательных механизмов, которые они используют, то становится просто страшно смотреть на то, как наш мир превращается в мир биороботов, практически полностью манипулируемых сверху.

Телевидение — самый страшный инструмент фрагментации. Вы смотрите понравившуюся вам передачу и тут — бах — реклама, яркие клипы, вспышки, музыка — целостность вашего восприятия нарушена. И даже если мы на время рекламы переключаем телевизор на другой канал все равно наше сознание подвергается фрагментации: по центру нашего внимания наносится очень сильный удар, наше сознание все больше и больше «клипизируется».

Доходит до смешного (или грустного): недавно читал, что большинство зрителей на Ютубе предпочитают ролики не более двух минут длиной, если ролик длиннее они его скорее всего не досмотрят — просто не хватит внимания.

Человеку, живущему в нашем сумасшедшем мире, который хочет сохранить целостность своего сознания необходимо это сознание дефрагментировать. Задача эта непростая, и совершенно канонических приемов не существует, я попробую рассказать о том, как я пытаюсь сохранить целостность или дефрагментировать мое сознание.

Для меня лично (никого к этому не призываю, но рекомендую) основным инструментом для дефрагментации созанания является медитация или любая форма медитативного состояния. Наше сознание без медитации — как жесткий диск без дефрагментации — рано или поздно забьется мусором и сломается. Но для большинства людей это, увы, невозможно, слишком сильно фрагментированое сознание не позволяет человеку заняться хотя бы непродолжительной медитацией.

Второй и самый легкодоступный способ — это классическая литература и музыка. Если вы каждый день найдете хотя бы часок для того, чтобы почитать русских или иностранных классиков честь вам и хвала. Читая самую обычную бумажную книгу вы восстанавливается нормальный процесс восприятия информации мозгом, расслабляетесь, создаете для его работы благоприятную атмосферу.

То же самое и классическая музыка. Не надо быть каким-то ее особым любителем или знатоком, но в свободное время послушать Моцарта или Баха не только приятно, но еще и очень полезно! Доказано, что музыка Моцарта, например, повышает интеллектуальный уровень у детей, благоприятно сказывается и на взрослых.

Современная музыка (попса) это не что иное как инструмент раздробления нашего сознания. Наше дебильное общество навязывает ее везде, где только можно, я например, всегда ношу с собой плейер с классикой и медитативными программами, чтобы при малейшем признаке попсы тут же воткнуть наушники и защититься Бахом или тибетскими песнопениями.

Читайте также:  Как скрыть запах перегара

Дальше — кино. Вы замечали, как бывает трудно смотреть классические фильмы, 60-х, скажем годов? Наше сознание настолько раздроблено Голивудом, что хорошую добрую классику уже воспринимает с трудом. Я закачиваю хорошие добрые старые фильмы из Интернета и смотрю их как лекарство. Если у вас есть дети — очень хорошо показывать им старые советские мультики, то что с детским сознанием делает глободебилизатор Дисней за это надо руки обрубать.

Телевизор лучше свести к абсолютному минимуму. Ничего особо интересного по нему все равно почти не показывают. Лучше смотреть те передачи, где рекламы нет или же она на минимальном уровне.

Но самый лучший способ дефрагментации сознания это все-таки медитация. Ввиду того, что сознание большинства из нас раздроблено нам очень трудно, почти невозможно спокойно сесть и полчаса провести во внутренней тишине, полностью отрекшись от внешнего мира. Это действительно трудная задача, но надо помнить, что на нас извне давит огромная фрагментирующая сознание машина, отупляющая и дебилизирующая, цель и задача которой — извлечение прибыли из всего и вся и мы этому монстру должны противостоять. Это и должно быть нашей мотивацией попытаться поставить преграду всему жуткому потоку мусорной и отупляющей, дефрагментирующей наше сознание информации, 99% из которой представляет собой мусорную (ничего существенного не несущую) информацию.

Вот неплохая медитативная программа саморегуляции организма, которую я использую даже не столько для медитаций, а просто для регулярного прослушивания в качестве фона. Ее можно слушать в любое время, она приятно расслабит ваше сознание, поможет организму отрегулировать себя. Так она и называется «Программа саморегуляции организма» Джеффри Томпсона. Она, кстати, неплохо сочетается с «частотами восхождения» которые я опубликовал ниже, если вы прослушали их утром, то во второй половине дня или перед сном послушайте программу саморегуляции организма, она очень хорошо «ляжет» на частоты вознесения.

Мы всего лишь гости в этом мире, нам нельзя позволять этому миру, в котором все мы транзитом, разорвать или потревожить нашу душу, наше сознание. Это главное. Этот мир рано или поздно пройдет, а нам необходимо сохранить нашу с вами целостность.

Серьезная проблема современного человека – фрагментарность мышления. Человек мыслит дискретными, обрывочными конструкциями, образами, моделями. В этом ему помогают «средства мозгового истощения», продвигающие парадигму «клипового мышления», когда на человека сыплется бесконечный вал маленьких, фрагментарных, удобоваримых информационных пакетов. У человека нет времени обработать этот информационный пакет, «встроить» его в свою систему мировосприятия. Он просто «проглатывает» его, этот информационный фаст-фуд, не очень понимая, зачем вообще этот пакет ему нужен.

Таким образом, сознание забивается всяким мусором, привлекательно выглядящим, но не имеющим никакой практической ценности.

Между этими фрагментарными информационными пакетами нет никакой взаимосвязи. Они совершенно разобщены и зачастую не представляют никакой самостоятельно ценности. Но человек продолжает накапливать эту информацию, в надежде, что так он станет умнее и будет лучше разбираться в том, что происходит.

Обман заключается в том, что главную ценность представляют не сами информационные пакеты, а связи между ними. А этих связей обывателю как раз никто и не дает, и давать не собирается. Ведь именно связи между информационными пакетами могут дать хоть сколько-нибудь новую и ценную информацию о мироустройстве. Сделать какие-то существенные выводы, принять какие-то самостоятельные решения.

В комплекте с готовыми информационными пакетами в сознание обывателя закладываются и готовые решения, которые он может принять, опираясь на этот информационный пакет. Естественно, обыватель не может принять никаких самостоятельных решений – ведь у него не достаточно для этого информации. Поэтому он с радостью проглатывает готовое решение, к которому его так незаметно и тщательно подталкивают. Таким образом, создается иллюзия «свободы выбора», когда человек делает именно то, что от него хотят, но при этом он думает, что выбрал это сам.

Как выбраться из этого порочного круга потребления информационного фаст-фуда?
Говоря на гастрономическом языке, нужно перестать глотать информацию, не пережевывая. Остановитесь. Успокойтесь. Внимательно и тщательно изучите информацию перед вами. Найдите взаимосвязи этой информации с другой. Разберитесь, почему именно эту информацию вам пытаются «впарить»? Кому это нужно и зачем? Каковы истинные причины размещения этой информации? Что на самом деле говорится «между строк»?

У Дэвида Айка есть прекрасное выражение «connecting dots» — соединять точки. «Вы начинаете соединять точки и видите слона у себя в гостиной». Нахождение связей между совершенно посторонними на первый взгляд фактами может дать весьма интересный результат.

Найдите взаимосвязи между разными фактами. Представьте себе деревянную доску, в которую воткнуты кнопки или булавки, а между булавками натянуты нити. Булавки – это факты, а нити – это связи. Не теряйте эти взаимосвязи из своего поля зрения.

Читайте также:  Овсянка на воде при панкреатите

Целостная картина, созданная путем нахождения взаимосвязей и объединения обрывочных кусочков информации, какой бы неправдоподобной она не выглядела, зачастую является более истинной, чем картина, видимая с точки зрения потребителя информационного фаст-фуда.

Эта более целостная картина, безусловно, отразится на мировоззрении и на всех решениях, которые человек будет принимать.

Нужно понимать, что фрагментарное, клиповое мышление – это инструмент управления. Инструмент очень действенный. Ведь человек, не обладающий целостным мышлением не может принимать самостоятельные решения, выходящие за рамки того стандартного набора готовых решений, вложенных ему в голову «партией и правительством». А значит, такой человек не опасен, ибо предсказуем. Такой человек всегда будет делать то, что ему говорят, будет благодарным и покорным рабом, так как он не представляет себе, как жить вне пределов своей клетки.

Не позволяйте разрывать свой мозг «средствам мозгового истощения». Увеличивайте целостность и связность своего сознания. Ищите взаимосвязи между фактами, процессами и явлениями. Мыслите шире. Не соглашайтесь на готовые решения, ищите свой путь.

Будьте разборчивы. Во всем. В знакомствах, в одежде, в еде и в потреблении информации.

И помните:
Ничто не случается само по себе. Если что-то происходит – значит это кому-нибудь нужно.

В статье рассматривается социально-психологический феномен “клиповое мышление”, приводится исторический аспект его возникновения в зарубежной и отечественной литературе, дается трактовка и особенности проявления в повседневной жизни, а также затрагивается актуальный вопрос: «Надо ли бороться с клиповым мышлением!?»

Слыша слово «клип», люди, чаще всего, соединяют его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка».

Слово «клип» отсылает читателя к принципам построения музыкальных видеороликов, точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанные между собой образы.

По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий.

Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый(бесконечное переключение телеканалов, просмотр новостей, рекламы, трейлера к фильму, чтение блогов…)

В настоящее время СМИ активно муссируют слово «клип» в контексте мышления. Произошло это явление не одномоментно, сам термин «клиповое мышление» в философско-психологической литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости [1].

Первоначально именно СМИ, а не Всемирная сеть выработали универсальный формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов. Клип, в данном случае — это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность. Таким образом, человек способен свободно воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружен в эту самую действительность.

На самом деле не все так прекрасно, как выглядит на первый взгляд, поскольку, ввиду фрагментарности подачи информации и разнесению связанных событий по времени, мозг просто не может осознавать и постигать связи между событиями. Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления — считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую. Поэтому не удивительно, что появление клипового мышления — это ответ на возросшее количество информации.

Подтверждение этому можно найти в теории этапов развития цивилизации М. Маклюэна: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры» [3].

За рубежом термин «клиповое мышление» подменяется более широким — «клиповая культура», и понимается в работах американского футуролога Э. Тоффлера как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума. В своей книге «Третья волна» Э. Тоффлер так описывает клип-культуру: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами» [4, С.160].

Клип-культура формирует такие уникальные формы восприятия, как «зеппинг» (англ. zapping, channel zapping — практика переключения каналов телевизора), когда путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает.

Читайте также:  Нормальное содержание общего белка в сыворотке крови

В отечественной науке первым употребляет термин «клиповое мышление» философ-археоавангардист Ф.И. Гиренок, полагая, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире: «…вот вы спросили, что сегодня происходит в философии, а происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, — на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после И. Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое, …реагирующее только на удар» [2, С.123].

В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин [5] выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:

1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

3) увеличение разнообразия поступающей информации;

4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.

В целом, эпитет «клиповое мышление» за время своего существования приобретает ярко выраженную негативную коннотацию, чаще всего им «награждают» подростков и молодежь, считается, что данный вид мышления катастрофичен, ведь они читают урывками, слушают музыку в авто, посредством телефона, т.е. получают информацию пульсами, не фокусируясь на идеях, а лишь на отдельных вспышках и образах. Но так ли это плохо и действительно ли только подростки, молодежь подвержены клиповому мышлению?

Рассмотрим положительные (+) и отрицательные (–) стороны клипового мышления:

I)

– да, при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, частей, осколков информации. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых (потребность слушать новую музыку, общаться в чате, постоянно «бродить» по сети, редактировать фотки, отрывки из фильмов экшен, играть в онлайн игры с новыми участниками…);

+ но, есть и оборотная сторона медали: клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку. Если учитывать всю ту информацию, которую видит и слышит за день человек, плюс «всемирную свалку» Интернет, то нет ничего удивительного в том, что его мышление меняется, подстраивается, адаптируется к новому миру;

II)

– да, у подростков и студентов «клиповость» проявляется более ярко и связано это, во-первых, с тем, что они находятся «на виду» у педагогов, требующих от них читать первоисточники, конспектировать, и когда они этого не делают, начинается поиск интерактивных методов обучения и воздействия; во-вторых, с глобальной информатизацией общества и невероятно ускорившимся за последний десяток лет темпом обмена информацией, которая вселяет в подростка уверенность в быстром простом решении сложной для него задачи: зачем идти в библиотеку, чтобы взять, а затем прочитать «Войну и мир», когда достаточно открыть Google, найти, скачать из сети и посмотреть экранизацию романа, причем не Сергея Бондарчука, а Роберта Дорнхельма;

+ клиповое мышление — это вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник, не вчера и исчезнет не завтра;

III)

– да, клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала (употребляя слово «глубина» невольно вспоминается рассказ П. Зюскинда «Тяга к глубине» и что с этой «тягой» стало!);

+ клиповое мышление придает динамизм познавательной деятельности: часто мы попадаем в ситуацию, когда что-то вспоминаем, но не до конца уверены в точности воспроизведения информации;

IV)

– да, теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фаст-фуда;

+ но великий классик Л.Н. Толстой говорил: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

Список можно продолжить, ясно одно, клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Это феномен, присущий, по мнению Ларри Розена [6], поколению «I», воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, — их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Однозначного определения клипового мышления нет, но из всего вышесказанного следует: «клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.

Ссылка на основную публикацию
Фоторефрактивная кератэктомия фрк
ФРК (фоторефрактивная кератэктомия) — способ лазерной коррекции миопии от 0,5 до 6-7 дптр и миопического астигматизма. Эффект достигается за счет...
Фосфомицин инструкция по применению цена таблетки
Состав Порошок для приготовления раствора для внутреннего и парентерального введения, содержащий 500 мг (0,5 г) или 1000 мг (1 г)...
Фосфор вреден ли для человека
Желтый фосфор - очень ядовитое огнеопасное кристаллическое вещество от светло-желтого до темно-бурого цвета. В воде не растворяется, на воздухе легко...
Фототерапия лечение псориаза
Фототерапия при псориазе — новый метод лечения данной кожной патологии. Процедура является высокоэффективной и отличается хорошей переносимостью. Принцип действия и...
Adblock detector